Семейство человекообразные ¦стр. 9
В качестве скромного собирателя фактов я стремлюсь к одному – к истине. Показания мои отличаются от показаний моих предшественников, но я должен откровенно признаться, что как та, так и другая сторона одинаково правы. Все африканцы вообще склонны скорее к преувеличению, чем к умалению фактов. Я расспросил, может быть, большее число свидетелей, чем Вильсон, Саваж и Форд, вместе взятые, и был вдвое более осторожен при моих исследованиях; однако те имели передо мной большое преимущество в том, что знали язык местных жителей, а также лучше меня были знакомы с их нравами.
Я не в состоянии определить относительную ценность наших сообщений уже по одному тому, что не знаю, от какого племени те путешественники получили свои сведения. То, что я могу утверждать по собственному наблюдению, состоит в следующем: я видел гнезда горилл и описал их, однако не могу сказать наверное, служат ли они им постоянной постелью или только временным логовищем. Я также неоднократно находил следы гориллы и потому вправе утверждать, что эта обезьяна обыкновенно ходит на четвереньках.
Никогда не случалось мне находить сразу следов больше, чем от двух горилл. Я также делал наблюдения над молодым гориллой и молодым шимпанзе в плену и смею уверять, что оба оказались одинаково понятливы. Наконец, я могу утверждать, что горилла, по крайней мере, иногда, бежит от человека, так как я находился достаточно близко, чтобы слышать, как одна из них убежала от меня.
Из множества рассказов, сообщенных мне про гориллу, я выпустил все, казавшиеся недостаточно правдоподобными. В одном из этих рассказов, например, говорится, что иногда семья горилл влезает на дерево и до отвалу наедается плодов, в то время как старый отец семейства остается у подножия дерева. «Если тебе удастся, – говорят африканцы, – подойти на достаточно близкое расстояние, чтобы убить гориллу, то ты можешь убить также остальную семью».
Во втором рассказе говорится о том же, о чем говорится во всех рассказах про больших обезьян, а именно о том, что они уносят с собой женщин. Каждый, однако, будет вправе отнестись недоверчиво к этим рассказам, если, например, услышит, что обезьяны утащили женщину в лес и она жила там среди них в полудиком состоянии.
Винвуд Рид заключает свои сообщения замечанием, что он ничего не мог узнать о том, чем горилла резко отличается от шимпанзе по образу жизни. Оба строят гнезда, оба бегают на четвереньках, оба необщительны, но иногда собираются в стада и т.д. «Белый человек до сих пор не убивал еще ни гориллы, ни шимпанзе. Осторожность этих животных, неизвестность их местопребывания, зависть местных охотников – все это делает такого рода охоту предприятием чрезвычайно трудным»*.
* Во времена Брема повседневная жизнь и социальная организация человекообразных обезьян были практически неизвестны либо сильно искажены рассказчиками.
|